Ильин Иван Александрович «Яд партийности»

Итак, дух партийности развращает народ и ведет государство к гибели.

Амралтын өдрүүдэд интернет ухаж байгаад үүнийг олов. Ильин бичсэн болохоос биш (нацистуудтай хамтран ажиллаж байсан гэдэг юм билээ) өнөөгийн улс төрийг тод дүрслэсэн байна. Сайн орчуулдаг хүн байвал орчуулаад олонд хүргэх юмсан. Орос хэл мэддэг хүн төвөггүй уншина биз дээ.

Амаржаргал.Р

Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М., 1993. – С. 36-38.

Ильин Иван Александрович (1883-1954) «Яд партийности».

Деление людей на партии неизбежно; ибо всюду, где люди думают, обнаруживается и разногласие, и единомыслие; а объединение единомышленников дает им умственную уверенность и увеличивает их силы в борьбе. Но дух политической партийности всегда ядовит и разлагающ. Сущность его состоит в том, что люди из честолюбия посягают на власть; ставят часть выше целого; создают атмосферу разлагающей нетерпимости; обращаются в борьбе к самым дурным средствам; становятся зловредными демагогами; превращают партийную программу в критерий добра и зла. Этим духом заражаются одинаково — как левые партии, так и правые.

1. Политическая партия всегда добивается верховной власти: это ее основная цель; к этому направлены все ее усилия. Но именно поэтому во главе ее оказываются те люди, которые способны профессионально заниматься захватом власти, — профессионалы честолюбия. Обычно бывает так, что лишь очень немногие из них уже были у власти; почти никто из них не проверил своего умения властвовать; большинство из них, наверное, не призвано и не способно править. Но все они заранее, всю жизнь, воображают себя «министрами» или «президентами», примериваются, комбинируют и посягают, часто безвольные и бесхарактерные, дезорганизаторы и политические дилетанты.

Итак, дух партийности выдвигает наверх профессиональных честолюбцев, непризнанных дилетантов, политических карьеристов.

2. Всякая партия представляет лишь меньшинство людей в стране; противоположное утверждение есть ложь, которая всегда может быть опровергнута статистически. Поэтому «победа» любой партии при любой избирательной системе дает меньшинству власть над большинством. Это меньшинство, восходящее к власти снизу и лишенное традиций здоровой государственности, несет с собою интересы того народного слоя (класса, сословия, группы), которому его программа «угодила», и который поэтому за него голосовал; а это и есть дух части, который стремился господствовать над целым и теперь начинает выдавать свой интерес за интерес общенациональный.

Понятно, что партия, которая исходила бы от целого и выдвинула бы истинно государственную программу, должна была бы потребовать от всех классов жертвенности и служения; именно поэтому ей было бы особенно трудно собрать «большинство голосов».

Итак, дух партийности разжигает своекорыстие классов и групп и тем искажает и предает государственное дело.

3. Всякая партия хотела бы иметь страстных приверженцев. Страстность есть залог избирательной «победы», бурная пропаганда, настойчивая агитация, темпераментные речи — все это приобретает голоса для выборов и читателей для партийных газет; все это сбивает людей, лишает их собственного мнения и навязывает им партийный трафарет. Соревнование и честолюбие разжигают эту страстность до фанатизма, а фанатизм несет с собою дух ненависти, ослепления, нетерпимости и исключительности; все несогласные превращаются в «идиотов» или в «подлецов», по отношению к которым все позволено.

Итак, дух партийности затемняет у людей разум и правосознание, создавая атмосферу нетерпимости, разъединения и гражданской войны.

4. В борьбе за власть одержимые партийные честолюбцы обычно обращаются ко всем средствам и не останавливаются даже перед самыми низкими. Они лгут в доказательствах и спорах, заведомо обманывают избирателей, клевещут на конкурентов и противников. Одни продают свои «голоса»; другие их покупают — то за деньги, то за почести, то раздавая места, то устраивая прибыльные или «благо- творительные» дела. Одни борются сплетней, инсинуацией и интригой; другие, будучи депутатами, берут деньги у правительства; третьи организуют партийные заговоры и перевороты; четвертые прибегают к ограблению («экспроприация») и к политическим убийствам. Люди начинают думать, что «цель оправдывает средства»; воцаряются деморализация и авантюризм; облик политического лидера приобретает черты профессионального лжесвидетеля, взяточника и бандита.

Итак, дух партийности расшатывает у людей совесть и честь и незаметно ведет их на путь продажности и уголовщины.

5. В этой атмосфере и выборы, и партийное правление становятся делом порочной демагогии: партии обращаются к своекорыстному инстинкту народных масс, разжигают темные вожделения, раздают несбыточные обещания, льстят толпе и, развращая народ, постепенно доводят его до состояния черни. Тогда и выборы, и правление приобретают характер распродажи с молотка государственной власти, и во главе государства становятся нравственно и политически худшие люди.

Итак, дух партийности развращает народ и ведет государство к гибели.

6. При всем этом партийный дух создает своего рода массовый психоз в пределах самой партии. Человек, одержимый этим психозом, начинает верить в то, что только его партия владеет истиной, и притом всею истиной и по всем вопросам. Постепенно партийное настроение становится чем-то вроде «миросозерцания», партийная программа превращается в догмат, а партийная польза — в критерий добра и зла. Люди проходят через стадию партийного оглупления и доходят до партийного изуверства. Воззрения делаются плоскими, скудными, трафаретными; люди живут в партийных шорах и видят только то, что предусмотрено в партийных брошюрах; все вопросы религии, совести, искусства и науки разрешаются на основе постановлений последнего партийного «съезда», а честолюбивые вожаки почитаются как вожди и пророки. Партийная политика становится единственным источником жизни и света.

Итак, дух партийности извращает все миросозерцание человека, подчиняя все партийной пользе и насаждая в душах неискоренимую пошлость.

Понятно, что в эмиграции, где нет ни власти, из-за которой партии борются, ни народа, который они стараются увлечь и подмять под себя, вовлечение в партийность является особенно праздным и вредным делом. Готовить для будущей России мы должны именно не партийный дух, а национальный, патриотический и государственный.

3 Comments

  1. orchuulmaar ium bna, gehdeee tal tald yanz buriin utga aguulagtai bish neg negdsen sanaagiin zov orchuulmaar ium bbna daa, mail bicheerei…

  2. Ta сайн байна уу?

    Ильин Иван Александрович «Яд партийности»-ийг уншиж үзлээ, таны хэлсэнчлэн өнөөгийн 21-р зуунд өрнөж байгаа улс төрийн байдлыг хагас зуун жилийн өмнө хэлсэн байна. “Партийный дух” гэсэн үгийг намын сүр сүлд гэж орчуулах юм шиг байна. /Буруу орчуулсан бол уучлаарай/

    Таны саналыг асуух гэсэн юм.
    Готовить для будущей “Монголии” мы должны именно не партийный дух, а национальный, патриотический и государственный. гэсэн байна л да, харин бодит байдал дээр төрийн эрхэнд байгаа намын төлөөллүүд энэхүү “үндэсэрхэг”, “эх оронч”, “төрт ёсны” нэрийн өмнөөс тус тусын намдаа эрх ашгаараа нийлсэн бүлэг хүмүүс ба намд эрх мэдлийг атгаж байгаа бүлэглэлийн үзэл санаа, эрх ашиг байнга хэрэгжиж байдаг мөн энэ нь дараагийн үедээ залгамжилж явж байгаа. Нийт “ард түмний хоолой, эрх ашиг” гэсэн үгийг улс төрчид хэлдэг ч энэхүү ойлголт доор дандаа хэсэг бүлэг хүмүүсийн эрх ашиг явдаг болсон байгаа нь бодит үнэн гэж бодож байна. Өөрөөр хэлбэл, бүлэглэлийн эрх ашиг нийтийн сайн сайхны төлөө байж чадах уу? Дээрхи санаа Таны санаатай нийлж байна уу?

    Тэгэхээр эдгээр ойлголтуудыг зөвөөр ойлгуулж, суурьшуулахын тулд эхний ээлжинд намд байгаа дараа үеийн залуусад ёс суртахуун, хүмүүжлийн зөв суурийг олгох ёстой юм шиг санагдаж байна. Учир нь “дух партийности выдвигает наверх профессиональных честолюбцев, непризнанных дилетантов, политических карьеристов” гэж хэлсэн байна л да. Энэ нь нам аливаа хариуцлагатай албан тушаалд чадварлаг, шаардлага хангасан, ёс туртахууны өндөр үнэлэмжтэй хүнийг томилохгүй бол болохгүй гэж ойлгогдож байна /Намын нэр барьж цээжээ дэлдсэн хүн биш/. Миний бодлоор одоо засаг барьж байгаа элитууд өөрсдийн дараагийн замаа аль эрт тодорхойлсон гэж бодож байна, энэ өөрчлөгдөхгүй сурсан замаараа явна гэсэн үг. /Ж:Засгийн газрын гишүүн хүн УИХ-с томилогдохгүй гэдгийг зөвхөн 2016 онд хуульчлан гэж байгаа/

    Мөн “дух партийности развращает народ и ведет государство к гибели” гэж хэлсэн байна, харин бидний амьдарч байгаа өнөөгийн нийгэмд “нам” гэдэг энэхүү институц яалтачгүй засгийн эрхийг барих субьект шүү дээ?

    Танаас хариу авна гэдэгт найдаж байна.
    Хүндэтгэсэн,
    Билэгт

Leave a Reply to BilegtCancel Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *